В этом примере показано, как выполнять расчеты глиссады для Cessna 172 в соответствии с примером 9.1 в справочнике 1 с использованием программного обеспечения Aerospace Toolbox™.
Наилучшие расчеты глиссады обеспечивают значения (скорость и угол глиссады), которые минимизируют сопротивление и максимизируют коэффициент подъемного сопротивления (также называемый коэффициентом глиссады).
Параметры самолета заявлены следующим образом.
W = 2400; % weight, lbf S = 174; % wing reference area, ft^2; A = 7.38; % wing aspect ratio C_D0 = 0.037; % flaps up parasite drag coefficient e = 0.72; % airplane efficiency factor
Установите текущие условия самолета. Угол крена (phi) равен нулю для этого случая.
h = 4000; % altitude, ft phi = 0; % bank angle, deg
Перевести высоту в метры с помощью convlength. Атмосферные расчеты на следующем шаге требуют значений в метрических единицах.
h_m = convlength(h,'ft','m');
Рассчитать атмосферные параметры по высоте с помощью atmoscoesa:
[T, a, P, rho] = atmoscoesa(h_m, 'Warning');
Преобразование плотности из метрических в английские единицы с помощью convdensity:
rho = convdensity(rho,'kg/m^3','slug/ft^3');
Наилучшая скользящая скорость рассчитывается с использованием следующего уравнения. TAS (истинная воздушная скорость в футах в секунду) - скорость самолета относительно окружающей воздушной массы.

TAS_bg = sqrt((2*W) / (rho*S))... *(1./(4*C_D0.^2 + C_D0.*pi*e*A*cos(phi)^2)).^(1/4); % TAS, fps
Преобразование скорости из fps в kts с помощью convvel. КТАС - истинная воздушная скорость в узлах.
KTAS_bg = convvel(TAS_bg,'ft/s','kts')';
Преобразование KTAS в KCAS с помощью correctairspeed. KCAS (калиброванная воздушная скорость в узлах) - скорость, скорректированная на погрешность прибора и погрешность положения. Эта погрешность положения проистекает из неточностей измерений статического давления в разных точках огибающей полета.
KCAS_bg = correctairspeed(KTAS_bg,a,P,'TAS','CAS')';
Наилучший угол глиссады рассчитывается с использованием:

Это угол между траекторией полета и землей, который обеспечивает наивысшее отношение L/D.
gamma_bg_rad = asin( -sqrt((4.*C_D0')./(pi*e*A*cos(phi)^2 + 4.*C_D0')) );
Преобразование угла скольжения из радиан в градусы с помощью convang:
gamma_bg = convang(gamma_bg_rad,'rad','deg');
Наилучшее скользящее сопротивление рассчитывается с помощью:

D_bg = -W*sin(gamma_bg_rad);
Наилучший глиссадный подъем рассчитывается с использованием:

L_bg = W*cos(gamma_bg_rad);
Расчет динамического давления с помощью dpressure:
qbar = dpressure([TAS_bg' zeros(size(TAS_bg,2),2)], rho);
Рассчитайте коэффициенты сопротивления и подъема с помощью:


C_D_bg = D_bg./(qbar*S); C_L_bg = L_bg./(qbar*S);
Вот лучшие значения глиссады:






На этих графиках в зависимости от KCAS показаны графики коэффициента сопротивления и лифта для самолета. Графики используются для проверки наилучших расчетов глиссады.
Установить диапазон воздушных скоростей и преобразовать в KCAS с помощью convvel и correctairspeed:
TAS = (70:200)'; % true airspeed, fps KTAS = convvel(TAS,'ft/s','kts')'; % true airspeed, kts KCAS = correctairspeed(KTAS,a,P,'TAS','CAS')'; % corrected airspeed, kts
Расчет динамического давления для новых скоростей с помощью dpressure:
qbar = dpressure([TAS zeros(size(TAS,1),2)], rho);
Вычислить перетаскивание паразита с помощью:

Dp = qbar*S.*C_D0;
Расчет индуцированного сопротивления с помощью:

Di = (2*W^2)/(rho*S*pi*e*A).*(TAS.^-2);
Рассчитать общее перетаскивание с помощью:

D = Dp + Di;
Приблизительная подъемная сила в виде веса (в предположении малого глиссады и малого угла атаки). На этой скорости, предполагая

и использование

сверху угол атаки около 7 градусов. Сложение угла траектории полета (т.е. наилучшего угла глиссады) сверху показывает, что шаг фюзеляжа (угол положения тета) составляет около 2 градусов.
L = W;
График L/D в сравнении с KCAS
Как и ожидалось, максимальная L/D имеет место приблизительно при наилучшей скорости скольжения, рассчитанной выше.
h1 = figure; plot(KCAS,L./D); title('L/D vs. KCAS'); xlabel('KCAS'); ylabel('L/D'); hold on plot(KCAS_bg,L_bg/D_bg,'Marker','o','MarkerFaceColor','black',... 'MarkerEdgeColor','black','Color','white'); hold off legend('L/D','L_{bg}/D_{bg}','Location','Best'); annotation('textarrow',[0.49 0.49],[0.23 0.12],'String','KCAS_{bg}');

График кривых паразита, индуцированного и полного перетаскивания
Обратите внимание на то, что минимальное суммарное сопротивление (т.е. D_bg) имеет место примерно при той же самой наибольшей скорости скольжения, рассчитанной выше.
h2 = figure; plot(KCAS,Dp,KCAS,Di,KCAS,D); title('Parasite, induced, and total drag curves'); xlabel('KCAS'); ylabel('Drag, lbf'); hold on plot(KCAS_bg,D_bg,'Marker','o','MarkerFaceColor','black',... 'MarkerEdgeColor','black','Color','white'); hold off legend('Parasite, D_p','Induced, D_i','Total, D','D_{bg}','Location','Best'); annotation('textarrow',[0.49 0.49],[0.23 0.12],'String','KCAS_{bg}');

close(h1,h2);
[1] Lowry, J. T., "Performance of Light Aircraft", AIAA(R) Education Series,
Washington, DC, 1999.