В этом примере показано, как смоделировать маятник Фуко. Маятник Фуко был детищем французского физика Леона Фуко. Она была призвана доказать, что Земля вращается вокруг своей оси. Плоскость колебаний маятника Фуко вращается в течение дня в результате осевого вращения Земли. Плоскость колебаний завершает целый круг за временной интервал T, который зависит от географической широты.
Самый известный маятник Фуко был установлен внутри парижского Пантеона. Это была 28-кг металлическая сфера, прикрепленная к проволоке длиной 67 метров. Этот пример описывает маятник длиной 67 метров на географической широте Парижа.
Самый простой способ решить задачу маятника Фуко в Simulink ® - это создать модель, которая решает связанные дифференциальные уравнения для системы. Эта модель показана на фигуре 1. Уравнения, которые описывают маятник Фуко, приведены ниже. Для получения дополнительной информации о физике модели и выведении этих уравнений, см. Анализ и физика.
Тип sldemo_foucault
в MATLAB ® Командное Окно, чтобы открыть эту модель. Эта модель регистрирует данные моделирования в переменной sldemo_foucault_output
. Зарегистрированные сигналы имеют синий индикатор. Для получения дополнительной информации смотрите Настройте сигнал для логгирования.
Фигура 1: Модель маятника Фуко
Эта модель загружает константы и начальные условия из sldemo_foucault_data.m
файл. Содержимое этого файла показано в таблице 1 ниже. Можно изменять параметры симуляции непосредственно в рабочем пространстве MATLAB. Начальная амплитуда маятника должна быть небольшой по сравнению с длиной маятника, потому что дифференциальные уравнения действительны только для малых колебаний.
Таблица 1: Начальные условия
g = 9.83; % acceleration of gravity (m/sec^2) L = 67; % pendulum length (m) initial_x = L/100; % initial x coordinate (m) initial_y = 0; % initial y coordinate (m) initial_xdot = 0; % initial x velocity (m/sec) initial_ydot = 0; % initial y velocity (m/sec) Omega=2*pi/86400; % Earth's angular velocity of rotation about its axis (rad/sec) lambda=49/180*pi; % latitude in (rad)
Нажмите кнопку «Play» на панели инструментов в окне модели, чтобы запустить симуляцию. В симуляции будет использоваться переменный шаг жесткого решателя, ode23t. Он будет симулировать маятник Фуко в течение 3600 секунд (можно изменить время симуляции). Модель использует относительную погрешность по умолчанию RelTol = 1e-6
.
Фигура 2: Результаты симуляции маятника Фуко (время симуляции 3600 секунд)
Результаты симуляции показаны на фигура выше. Симуляция вычисляет координаты маятника x и y, и компоненты скорости x и y маятника.
Плоскость колебаний маятника завершает 360 степени стреловидности более чем за 24 часов. Период сдвига является функцией географической широты lambda
(см. Производное в анализе и физике).
Фигура 3: Блок Animation показывает, насколько плоскость колебаний маятника вращается за час
После запуска симуляции дважды нажатие кнопки блок анимации, чтобы анимировать результаты.
Примечание: Фрагмент «Animate Results» примера требует Signal Processing Toolbox™. Двойной клик по блоку анимации приведет к ошибке, если он не установлен. Все другие части примера будут функционировать правильно без Signal Processing Toolbox.
The sldemo_foucault_animate.m
файл строит графики положения маятника в различные точки времени. Вы четко видите, как вращается плоскость колебаний маятника.
Примечание: Если вы запускаете симуляцию с большой относительной погрешностью, результат будет численно нестабильным в течение длительного периода времени. Убедитесь, что вы используете жесткий решатель с переменной. Подробнее о числовой нестабильности жестких задач и эффективности решателя читайте в примере «Исследование решателей переменной-шага с использованием жесткой модели».
Закройте модель. Очистить сгенерированные данные.
В этом разделе анализируется маятник Фуко и описывается физика, лежащая за ним. Маятник может быть смоделирован как точка масса, подвешенная на проволоке длины L
. Маятник расположен на географической широте lambda
. Удобно использовать системы координат, показанные на фигуре 4: инерционную систему координат I (относительно центра Земли), и неинерционную систему координат N (относительно наблюдателя на поверхности Земли). Неинерционная система координат ускоряется в результате вращения.
Фигура 4. Инерционные и неинерционные системы координат для задачи
Точка O является источником неинерционной системы координат N. Это точка на поверхности земли под точкой подвеса маятника. Неинерционная система координат выбрана таким образом, что ось Z указывает от центра Земли и перпендикулярна поверхности Земли. Ось X указывает на юг, а ось Y - на запад.
Как упоминалось во введении, плоскость колебаний маятника Фуко вращается. Плоскость колебаний завершает полное вращение во времени Trot
задается следующей формулой, где Tday
- длительность одного дня (т.е. время, в течение которого Земля вращается вокруг своей оси один раз).
Синусоидальный фактор требует дальнейшего обсуждения. Часто неправильно принято, что плоскость колебаний маятника фиксируется в инерционной системе координат относительно центра Земли. Это верно только на северном и южном полюсах. Чтобы устранить эту путаницу, подумайте о точке S (см. Фигуру 4), где маятник подвешен. В инерционной системе координат I точка S перемещается по кругу. Маятник боба подвешен на проволоке постоянной длины. Для простоты игнорируйте трение воздуха. В инерционной системе координат I есть только две силы, которые действуют на bob - натяжение провода T
и силу тяготения Fg
.
Векторная r
задает положение маятника bob, B (см. фигуру 4). Второй закон Ньютона утверждает, что сумма всех сил, действующих на тело, равна массе, умноженной на ускорение тела.
На протяжении всего этого доказательства точки обозначают производные по времени, стрелы обозначают векторы, прописные буквы обозначают унитарные векторы (i, j и k вдоль осей x, y и z). Точка над векторной стрелой указала производную по времени от вектора. Стрела выше точки указала вектор производной по времени. См. различие между общим ускорением и радиальным ускорением ниже.
Полное ускорение:
Радиальное ускорение:
Ускорение гравитации указывает на центр Земли (отрицательное z-направление).
Разложите термин ускорения:
Производные по времени от модуля векторов появляются, потому что неинерционная система координат N вращается в пространстве. Это означает, что унитарные векторы i, j и k вращаются в пространстве. Их производные по времени приведены ниже. Омега - угловая скорость вращения Земли вокруг своей оси. Скалярная Омега является значением скорости вращения. Векториал Омега является векторной скоростью вращения. Его направление определяется правилом правой руки.
Перепишите производную по времени вектора r относительно Omega.
Точно так же выразите вторую производную по времени от вектора r.
Чтобы упростить это уравнение, предположим, что Омега для Земли очень мала. Это позволяет нам игнорировать третий член в уравнении выше. Фактически, второй срок (который уже намного меньше первого срока) на четыре порядка величины больше третьего срока. Это сводит уравнение к следующему виду:
Второй закон Ньютона может быть записан и разложен на компоненты x, y и z следующим образом:
Угловая амплитуда колебаний небольшая. Поэтому мы можем игнорировать вертикальную скорость и вертикальное ускорение (z-точка и z-double-точка). Компоненты натяжения строки могут быть выражены с помощью малых угловых приближений, которые также значительно упрощают задачу, делая ее двумерной (см. ниже).
Наконец, физика задачи может быть описана системой связанных уравнений, приведенных ниже. Координаты x и y определяют положение маятника bob, как видно наблюдателем на Земле.
Ниже приведено аналитическое решение задачи маятника Фуко. К сожалению, это не точно. Если вы попытаетесь заменить аналитическое решение дифференциальными уравнениями, незакрытые члены порядка Омега в квадрате останутся. Однако, поскольку Omega очень маленькая, мы можем игнорировать незакрытые термины в практических целях.
Во время деривации термины с Омегой в квадрате были проигнорированы. Это привело к xy симметрии в дифференциальных уравнениях. Если условия Омега квадрат приняты в фактор, система дифференциального уравнения становится асимметричной (см. ниже).
Можно легко изменить текущую модель маятника Фуко, чтобы учесть асимметричные дифференциальные уравнения. Просто отредактируйте соответствующие блоки Gain, которые содержат g/L
и добавить необходимое выражение. Это изменение введет очень маленькую общую коррекцию к числовому результату.