Этот пример иллюстрирует массив микрофона beamforming, чтобы извлечь желаемые речевые сигналы в интерференционно-доминирующей, шумной среде. Такие операции полезны, чтобы улучшить речевое качество сигнала для восприятия или последующей обработки. Например, шумная среда может быть торговой комнатой, и массив микрофона может быть смонтирован на мониторе торгового компьютера. Если торговый компьютер должен принять речевые команды от торговца, работа формирователя луча крайне важна, чтобы улучшить полученное речевое качество и достигнуть спроектированной точности распознавания речи.
Этот пример показывает два типа формирователей луча области времени: формирователь луча с временной задержкой и формирователь луча Фроста. Это иллюстрирует, как можно использовать загрузку диагонали, чтобы улучшить робастность формирователя луча Фроста. Можно слушать речевые сигналы на каждом шаге обработки, если система имеет звуковую поддержку.
Во-первых, мы задаем универсальную линейную матрицу (ULA), чтобы получить сигнал. Массив содержит 10 ненаправленных микрофонов, и интервал элемента составляет 5 см.
microphone = ... phased.OmnidirectionalMicrophoneElement('FrequencyRange',[20 20e3]); Nele = 10; ula = phased.ULA(Nele,0.05,'Element',microphone); c = 340; % sound speed, in m/s
Затем мы симулируем многоканальные сигналы, полученные массивом микрофона. Мы начинаем путем загрузки двух записанных речей и одной записи смеха. Мы также загружаем сегмент аудио смеха как интерференцию. Частота дискретизации звуковых сигналов составляет 8 кГц.
Поскольку звуковой сигнал является обычно большим, это часто не практично, чтобы считать целый сигнал в память. Поэтому в этом примере, мы симулируем и обработаем сигнал способом потоковой передачи, i.e., повреждая сигнал в маленькие блоки во входе, обрабатывая каждый блок, и затем собирая их при выходе.
Инцидентное направление первого речевого сигнала является-30 градусами в области азимута и 0 градусами в области вертикального изменения. Направление второго речевого сигнала является-10 градусами в области азимута и 10 градусами в области вертикального изменения. Интерференция прибывает из 20 градусов в области азимута и 0 градусов в области вертикального изменения.
ang_dft = [-30; 0]; ang_cleanspeech = [-10; 10]; ang_laughter = [20; 0];
Теперь мы можем использовать широкополосный коллектор, чтобы симулировать 3-секундный многоканальный сигнал, полученный массивом. Заметьте, что этот подход принимает, что каждый вход одноканальный сигнал получен в начале координат массива одним микрофоном.
fs = 8000; collector = phased.WidebandCollector('Sensor',ula,'PropagationSpeed',c,... 'SampleRate',fs,'NumSubbands',1000,'ModulatedInput', false); t_duration = 3; % 3 seconds t = 0:1/fs:t_duration-1/fs;
Мы генерируем сигнал белого шума со степенью 1e-4 ватт представлять тепловой шум для каждого датчика. Локальный поток случайных чисел гарантирует восстанавливаемые результаты.
prevS = rng(2008);
noisePwr = 1e-4; % noise power
Мы теперь запускаем симуляцию. При выходе полученный сигнал хранится в матрице с 10 столбцами. Каждый столбец матрицы представляет сигнал, собранный одним микрофоном. Обратите внимание на то, что мы также воспроизводим аудио с помощью подхода потоковой передачи во время симуляции.
% preallocate NSampPerFrame = 1000; NTSample = t_duration*fs; sigArray = zeros(NTSample,Nele); voice_dft = zeros(NTSample,1); voice_cleanspeech = zeros(NTSample,1); voice_laugh = zeros(NTSample,1); % set up audio device writer audioWriter = audioDeviceWriter('SampleRate',fs, ... 'SupportVariableSizeInput', true); isAudioSupported = (length(getAudioDevices(audioWriter))>1); dftFileReader = dsp.AudioFileReader('dft_voice_8kHz.wav',... 'SamplesPerFrame',NSampPerFrame); speechFileReader = dsp.AudioFileReader('cleanspeech_voice_8kHz.wav',... 'SamplesPerFrame',NSampPerFrame); laughterFileReader = dsp.AudioFileReader('laughter_8kHz.wav',... 'SamplesPerFrame',NSampPerFrame); % simulate for m = 1:NSampPerFrame:NTSample sig_idx = m:m+NSampPerFrame-1; x1 = dftFileReader(); x2 = speechFileReader(); x3 = 2*laughterFileReader(); temp = collector([x1 x2 x3],... [ang_dft ang_cleanspeech ang_laughter]) + ... sqrt(noisePwr)*randn(NSampPerFrame,Nele); if isAudioSupported play(audioWriter,0.5*temp(:,3)); end sigArray(sig_idx,:) = temp; voice_dft(sig_idx) = x1; voice_cleanspeech(sig_idx) = x2; voice_laugh(sig_idx) = x3; end
Заметьте, что смех маскирует речевые сигналы, представляя их непонятный. Мы можем построить сигнал в канале 3 можно следующим образом:
plot(t,sigArray(:,3)); xlabel('Time (sec)'); ylabel ('Amplitude (V)'); title('Signal Received at Channel 3'); ylim([-3 3]);
Формирователь луча с временной задержкой компенсирует различия времени поступления через массив для сигнала, прибывающего из определенного направления. Время выровнялось, многоканальные сигналы когерентно усреднены, чтобы улучшить отношение сигнал-шум (SNR). Теперь задайте держащийся угол, соответствующий инцидентному направлению первой речи, сигнализируют и создают формирователь луча с временной задержкой.
angSteer = ang_dft; beamformer = phased.TimeDelayBeamformer('SensorArray',ula,... 'SampleRate',fs,'Direction',angSteer,'PropagationSpeed',c)
beamformer = phased.TimeDelayBeamformer with properties: SensorArray: [1x1 phased.ULA] PropagationSpeed: 340 SampleRate: 8000 DirectionSource: 'Property' Direction: [2x1 double] WeightsOutputPort: false
Затем мы обрабатываем синтезируемый сигнал, строим и слушаем выход обычного формирователя луча. Снова, мы воспроизводим beamformed звуковой сигнал во время обработки.
signalsource = dsp.SignalSource('Signal',sigArray,... 'SamplesPerFrame',NSampPerFrame); cbfOut = zeros(NTSample,1); for m = 1:NSampPerFrame:NTSample temp = beamformer(signalsource()); if isAudioSupported play(audioWriter,temp); end cbfOut(m:m+NSampPerFrame-1,:) = temp; end plot(t,cbfOut); xlabel('Time (Sec)'); ylabel ('Amplitude (V)'); title('Time Delay Beamformer Output'); ylim([-3 3]);
Можно измерить речевое улучшение усилением массивов, которое является отношением выходного сигнала к интерференции плюс шумовое отношение (SINR) к входу SINR.
agCbf = pow2db(mean((voice_cleanspeech+voice_laugh).^2+noisePwr)/...
mean((cbfOut - voice_dft).^2))
agCbf = 9.5022
Первый речевой сигнал начинает появляться в формирователе луча с временной задержкой выход. Мы получаем улучшение SINR 9,4 дБ. Однако фоновый смех все еще сопоставим с речью. Чтобы получить лучшую эффективность формирователя луча, используйте формирователь луча Фроста.
Путем присоединения КИХ-фильтров к каждому датчику формирователь луча Фроста имеет больше beamforming весов, чтобы подавить интерференцию. Это - адаптивный алгоритм, который места аннулирует в изученных интерференционных направлениях, чтобы лучше подавить интерференцию. В держащемся направлении формирователь луча Фроста использует ограничения без искажений, чтобы гарантировать, что желаемые сигналы не подавлены. Давайте создадим формирователь луча Фроста с КИХ с 20 касаниями после каждого датчика.
frostbeamformer = ... phased.FrostBeamformer('SensorArray',ula,'SampleRate',fs,... 'PropagationSpeed',c,'FilterLength',20,'DirectionSource','Input port');
Затем обработайте синтезируемый сигнал с помощью формирователя луча Фроста.
reset(signalsource); FrostOut = zeros(NTSample,1); for m = 1:NSampPerFrame:NTSample FrostOut(m:m+NSampPerFrame-1,:) = ... frostbeamformer(signalsource(),ang_dft); end
Мы можем проигрывать и построить целый звуковой сигнал, если он обрабатывается.
if isAudioSupported play(audioWriter,FrostOut); end plot(t,FrostOut); xlabel('Time (sec)'); ylabel ('Amplitude (V)'); title('Frost Beamformer Output'); ylim([-3 3]);
% Calculate the array gain agFrost = pow2db(mean((voice_cleanspeech+voice_laugh).^2+noisePwr)/... mean((FrostOut - voice_dft).^2))
agFrost = 14.4385
Заметьте, что интерференция теперь отменяется. Формирователь луча Мороза имеет усиление массивов 14 дБ, которое на 4,5 дБ выше, чем тот из формирователя луча с временной задержкой. Повышение производительности является впечатляющим, но имеет высокую вычислительную стоимость. В предыдущем примере КИХ-фильтр порядка 20 используется для каждого микрофона. Со всеми 10 датчиками нужно инвертировать 200 200 матрица, которая может быть дорогой в режиме реального времени обработка.
Затем мы хотим регулировать массив в направлении второго речевого сигнала. Предположим, что мы не знаем точное направление второго речевого сигнала кроме грубой оценки азимута-5 градусов и вертикальное изменение 5 градусов.
release(frostbeamformer); ang_cleanspeech_est = [-5; 5]; % Estimated steering direction reset(signalsource); FrostOut2 = zeros(NTSample,1); for m = 1:NSampPerFrame:NTSample FrostOut2(m:m+NSampPerFrame-1,:) = frostbeamformer(signalsource(),... ang_cleanspeech_est); end if isAudioSupported play(audioWriter,FrostOut2); end plot(t,FrostOut2); xlabel('Time (sec)'); ylabel ('Amplitude (V)'); title('Frost Beamformer Output'); ylim([-3 3]);
% Calculate the array gain agFrost2 = pow2db(mean((voice_dft+voice_laugh).^2+noisePwr)/... mean((FrostOut2 - voice_cleanspeech).^2))
agFrost2 = 6.1927
Речь является едва слышимой. Несмотря на 6,1 усилений дБ от формирователя луча, эффективность страдает от неточного руководящего направления. Один способ улучшить робастность формирователя луча Фроста состоит в том, чтобы использовать диагональную загрузку. Этот подход добавляет небольшое количество в диагональные элементы предполагаемой ковариационной матрицы. Здесь мы используем диагональное значение 1e-3.
% Specify diagonal loading value release(frostbeamformer); frostbeamformer.DiagonalLoadingFactor = 1e-3; reset(signalsource); FrostOut2_dl = zeros(NTSample,1); for m = 1:NSampPerFrame:NTSample FrostOut2_dl(m:m+NSampPerFrame-1,:) = ... frostbeamformer(signalsource(),ang_cleanspeech_est); end if isAudioSupported play(audioWriter,FrostOut2_dl); end plot(t,FrostOut2_dl); xlabel('Time (sec)'); ylabel ('Amplitude (V)'); title('Frost Beamformer Output'); ylim([-3 3]);
% Calculate the array gain agFrost2_dl = pow2db(mean((voice_dft+voice_laugh).^2+noisePwr)/... mean((FrostOut2_dl - voice_cleanspeech).^2))
agFrost2_dl = 6.4788
Теперь выходной речевой сигнал улучшен, и мы получаем 0,3 улучшения усиления дБ из диагонального метода загрузки.
release(frostbeamformer); release(signalsource); if isAudioSupported pause(3); % flush out AudioPlayer buffer release(audioWriter); end rng(prevS);
В этом примере показано, как использовать формирователи луча области времени, чтобы получить речевые сигналы из шумных измерений микрофона массивов. Пример также показывает, как симулировать интерференционно-доминирующий сигнал, полученный массивом микрофона. Пример используемая и задержка и формирователи луча Фроста и сравненный их эффективность. Формирователь луча Фроста имеет лучшую интерференционную возможность подавления. Пример также иллюстрирует использование загрузки диагонали, чтобы улучшить робастность формирователя луча Фроста.
[1] О. Л. Фрост III, алгоритм для линейной ограниченной адаптивной обработки матриц, Продолжений IEEE, Издания 60, Номера 8, август 1972, стр 925-935.