exponenta event banner

Система впрыска дизельного двигателя в линию

В этом примере показана поточная многоэлементная система впрыска дизельного топлива. Содержит кулачковый вал, подъемный насос, 4 рядных нагнетательных насоса и 4 инжектора.

Модель

Описание системы впрыска

Система впрыска дизельного топлива, смоделированная этой моделью, показана на схеме ниже.

Рисунок 1. Принципиальная схема системы впрыска

Структура системы воспроизводится из H. Heisler, Vehicle and Engine Technology (второе издание), 1999, и классифицируется как поточная многоэлементная система впрыска. Состоит из следующих основных единиц:

  • Кулачковый вал

  • Подъемный насос

  • Поточный инжекционный насос с четырьмя насосными элементами, по одному элементу на цилиндр

  • Инжекторы

Кулачковый вал несет пять кулачков. Первым является эксцентриковый кулачок для приведения в действие подъемного насоса. Остальные четыре предназначены для привода плунжеров насоса. Кулачки установлены таким образом, что насосные элементы подают топливо в порядке выстрела и в нужный момент в цикле работы двигателя. Подъемный насос подает жидкость во впускной патрубок насосных элементов инжектора. Каждый элемент насоса состоит из плунжера с кулачковым приводом, нагнетательного клапана и узла регулятора. Целью регулятора является регулирование объема топлива, подаваемого плунжером в цилиндр. Она достигается вращением плунжера со спиральной канавкой относительно сливного отверстия. Все системные блоки будут описаны более подробно в следующих разделах.

Целью моделирования является изучение всей работы системы. Цель диктует степень идеализации каждой модели в системе. Если бы целью было, например, нагнетательный клапан или исследование инжектора, количество учитываемых факторов и объем рассматриваемого элемента были бы разными.

Примечание.Модель системы не представляет какой-либо конкретной системы впрыска. Все параметры были назначены на основе практических соображений и не представляют каких-либо конкретных параметров производителя.

Кулачковый вал

Модель кулачкового вала построена из пяти кулачковых моделей. Имеются четыре параболических профильных кулачка и один эксцентриковый кулачок. Каждый кулачок содержит маскированную подсистему Simulink ®, которая описывает профиль кулачка и генерирует профиль движения для источника положения, который построен из Simscape™ блоков.

Моделирование профиля кулачка

Профиль движения генерируется как функция угла вала, который измеряется блоком «Датчик угла» из библиотеки «Насосы и двигатели». Датчик преобразует измеренный угол в значение в диапазоне от нуля до 2 * pi. После определения угла цикла он передается в подсистему Simulink IF, которая вычисляет профиль. Кулачок, приводящий в движение плунжер насосного элемента, должен иметь параболический профиль, под которым толкатель перемещается назад и вперед с постоянным ускорением следующим образом:

В результате при начальном угле растяжения толкатель начинает движение вверх и достигает своего верхнего положения после поворота вала на дополнительный угол растяжения. Толкатель начинает обратный ход при начальном угле отвода и для завершения этого движения требуется угол отвода. Разница между начальным углом втягивания и (начальный угол растяжения + угол растяжения) устанавливает угол затягивания в полностью выдвинутое положение. Профиль реализован в подсистеме Simulink IF.

Последовательность стрельбы для моделируемого дизеля принимается равной 1-3-4-2. Последовательность операций кулачка показана на рисунке ниже. Углы удлинения и возврата установлены в pi/4. Угол пребывания с полностью удлиненным толкателем устанавливается равным 3 * pi/2 рад.

Профиль эксцентрикового кулачка вычисляется по формуле

где e - эксцентриситет.

Источник позиции

Модель источника положения, которая генерирует положение в механическом поступательном движении после сигнала Simulink на входе, построена из блока источника идеальной поступательной скорости, блока PS усиления и блока датчика поступательного движения, установленного в отрицательной обратной связи. Передаточная функция источника позиции:

где

T - постоянная времени, равная 1/Gain,

Коэффициент усиления - коэффициент усиления блока PS.

Коэффициент усиления устанавливается равным 1e6, что означает, что сигналы с частотами до 160 кГц проходят практически без воздействия.

Подъемный насос

Модель подъемного насоса, являющегося поршнево-диафрагменным насосом, построена из блока гидроцилиндров одинарного действия и двух блоков обратных клапанов. Обратные клапаны имитируют впускные и выпускные клапаны, установленные с обеих сторон подъемного насоса (см. рисунок 1). Контакт между роликом штока насоса и кулачком представлен блоком поступательного жесткого останова. Блок поступательной пружины имитирует две пружины в насосе, которые должны поддерживать постоянный контакт между роликом и кулачком.

Насос впрыска

Поточный нагнетательный насос представляет собой четырехэлементный насосный агрегат. Каждый элемент подает топливо в свой цилиндр. Все четыре элемента идентичны по конструкции и параметрам и моделируются с помощью одной и той же модели, называемой элементом нагнетательного насоса. Каждая модель элемента нагнетательного насоса содержит две подсистемы, названные Насос и Инжектор соответственно. Насос представляет собой плунжер насоса и механизм управления насосом, а инжектор имитирует инжектор, установленный непосредственно на цилиндре двигателя (см. рисунок 1).

Плунжер насоса совершает колебания внутри цилиндра насоса, приводимого в действие кулачком (см. рисунок 1). Плунжер моделируется блоком однонаправленного гидроцилиндра. Блоки поступательного жесткого стопора и массы представляют контакт между плунжерным роликом и массой плунжера соответственно. Контакт поддерживается пружиной TS.

При движении плунжера вниз полость плунжера заполняется топливом под давлением, создаваемым подъемным насосом. Жидкость заполняет камеру через два отверстия, названных входным отверстием и сливным отверстием (см. рис. 2, а ниже).

Рисунок 2. Взаимодействие плунжера с контрольными отверстиями в цилиндре

После того как плунжер перемещается к своему верхнему положению достаточно высоко, чтобы отрезать оба отверстия от входной камеры, давление на выходе начинает увеличиваться. При определенном подъеме инжектор в цилиндре двигателя принудительно открывается, и топливо начинает впрыскиваться в цилиндр (рис. 2, b).

Впрыск прекращается, когда спиральная канавка, образованная на боковой поверхности плунжера, достигает отверстия разлива, которое соединяет верхнюю камеру с камерой низкого давления через отверстие, просверленное внутри плунжера (рис. 2, с). Можно управлять положением спиральной канавки относительно порта разлива, вращая плунжер с помощью вилки управления, регулируя, таким образом, объем топлива, впрыскиваемого в цилиндр.

Модель механизма управления плунжером основана на следующих допущениях:

1. В контуре управления имеются три переменных отверстия: входное отверстие, сливное отверстие и отверстие, образованное спиральной канавкой и сливным отверстием. Отверстия впускного и сливного отверстий зависят от движения плунжера, в то время как отверстие отверстия желобка-сливного отверстия является функцией движения плунжера и вращения плунжера. Для простоты смещение, создаваемое вращением плунжера, представлено в виде источника линейного движения, которое объединено со смещением плунжера.

2. На рисунке ниже показаны все размеры, необходимые для параметризации отверстий:

$D_{in}$ - Диаметр отверстия входного отверстия

$D_{s}$ - Диаметр отверстия сливного отверстия

$S$ - Ход плунжера

$h_{in}$ - Расстояние между входным отверстием и положением верхнего плунжера

$h_{s}$ - Расстояние между отверстием сливного отверстия и положением верхнего плунжера

$h_{hg}$ - Расстояние между отверстием сливного отверстия и верхней кромкой спиральной канавки

3. При назначении начальных отверстий и ориентации отверстий верхнее положение плунжера принимается за начало координат, а движение в направлении вверх рассматривается как движение в положительном направлении. Другими словами, ось X направлена вверх. В соответствии с этими допущениями, направления отверстия впускного и сливного отверстий должны быть установлены в положение Открывается в отрицательном направлении, в то время как отверстие отверстия канавок-сливных отверстий должно быть установлено в положение Открывается в положительном направлении, так как оно открывается, когда плунжер движется вверх. В таблице ниже приведены значения, назначенные начальным отверстиям и диаметрам отверстий.

Notation   Name in parameter file                Value      Remarks
S          stroke                                0.01 m
D_in       inlet_or_diameter                     0.003 m
D_s        spill_or_diameter                     0.0024 m
h_in       -stroke + inlet_or_diameter + 0.001              The inlet orifice is shifted upward by 1 mm with respect to the spill orifice
h_s        -stroke + spill_or_diameter
h_hg       spill_or_diameter                                The spill orifice is assumed to be fully opened at the top plunger position

4. Эффективный ход плунжера равен

$e stroke = stroke - D_{in} - 1 mm$

Впускное отверстие обычно расположено выше, чем сливное отверстие. В данном примере это расстояние равно 1 мм. Вращая плунжер, вы изменяете начальное отверстие отверстия канала для разлива канавок. Поскольку начальное отверстие является параметром и не может быть динамически изменено, сдвиг начального отверстия моделируется добавлением эквивалентного линейного смещения элемента управления отверстием. Чем больше эквивалентный сигнал, тем раньше открывается разливное отверстие, таким образом уменьшая объем топлива, подаваемого в цилиндр. Максимальное значение эквивалентного сигнала равно эффективному такту. При этом значении отверстие разлива постоянно остается открытым.

Инжектор

Модель инжектора основана на блоке однонаправленного гидроцилиндра и блоке игольчатого клапана. Игольчатый клапан закрывают в исходном положении силой, создаваемой предварительно нагруженной пружиной. Когда сила, создаваемая цилиндром, преодолевает силу пружины, инжектор открывается и позволяет впрыскивать топливо в цилиндр. В данном примере инжектор установлен открытым на 1000 бар.

Результаты моделирования из журнала Simscape

На приведенных ниже графиках показаны положения и расход потока на выходе инжекционного насоса 1 и инжектора 1. Эффект профиля кулачка показан при перемещении инжекционного насоса 1. Во время второй половины хода кулачка топливо выходит из инжекционного насоса и проходит в инжектор. Топливо выходит из форсунки через игольчатый клапан. Инжектор имеет камеру с предварительно нагруженной пружиной, которая действует для временного хранения жидкости из насоса и более плавного выталкивания ее из инжектора.