Этот пример показывает, как решить головоломку Sudoku, используя двоичное целочисленное программирование. Для получения подхода , основанного на проблеме смотрите Решение Головоломки Судоку Через Целое Число Программирование: Основанная на Проблеме.
Вы, наверное, видели головоломки Судоку. Головоломка состоит в том, чтобы заполнить сетку 9 на 9 целыми числами от 1 до 9, так что каждое целое число появляется только один раз в каждой строке, столбце и основном квадрате 3 на 3. Сетка частично заполнена подсказками, и ваша задача - заполнить остальную часть сетки.
Вот матрица данных B
подсказок. Первая строка, B(1,2,2)
, означает строку 1, столбец 2 имеет подсказку 2. Вторая строка, B(1,5,3)
, означает строку 1, столбец 5 имеет подсказку 3. Вот вся матрица B
.
B = [1,2,2;
1,5,3;
1,8,4;
2,1,6;
2,9,3;
3,3,4;
3,7,5;
4,4,8;
4,6,6;
5,1,8;
5,5,1;
5,9,6;
6,4,7;
6,6,5;
7,3,7;
7,7,6;
8,1,4;
8,9,8;
9,2,3;
9,5,4;
9,8,2];
drawSudoku(B) % For the listing of this program, see the end of this example.
Эта головоломка и альтернативный метод решения MATLAB ® были представлены в журнале Cleve's Corner в 2009 году.
Существует множество подходов к решению головоломок Sudoku вручную, а также множество программных подходов. Этот пример показывает простой подход с использованием двоичного целочисленного программирования.
Этот подход особенно прост, потому что вы не даете алгоритма решения. Просто выразите правила Судоку, выразите подсказки как ограничения на решение, а затем intlinprog
создает решение.
Ключевая идея состоит в том, чтобы преобразовать загадку от квадратной сетки 9 на 9 до кубического массива двойных значений 9 на 9 на 9 (0 или 1). Считайте, что кубический массив представляет собой 9 квадратных сеток, сложенных друг на верхнюю часть друг друга. Верхняя сетка, квадратный слой массива, имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеет значение 1. Второй слой имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеют значение 2. Девятый слой имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеют значение 9.
Эта формулировка точно подходит для двоичного целочисленного программирования.
Целевая функция здесь не нужна, и также может быть 0. Задача действительно состоит только в том, чтобы найти возможное решение, то есть то, которое удовлетворяет всем ограничениям. Однако для взлома галстуков внутри целого числа программирования, придавая повышенную скорость решения, используйте неконстантную целевую функцию.
Предположим, решение представлен в двоичном массиве 9 на 9 на 9. Какие свойства делают имеют? Во-первых, каждый квадрат в 2-D сетке (i, j) имеет в точности одно значение, поэтому среди 3-D записей массива есть в точности один ненулевой элемент. Другими словами, для каждого и ,
Точно так же в каждой строке из каждой из цифр от 1 до 9 в 2-D сетке точно одно значение. Другими словами, для каждого и ,
И каждый столбец в 2-D сетке имеет одно и то же свойство: для каждого и ,
Основные сетки 3х3 имеют аналогичное ограничение. Для элементов сетки и , и для каждого ,
Чтобы представлять все девять основных сеток, просто добавьте 3 или 6 к каждой и индекс:
где
Каждое начальное значение (подсказка) может быть выражено как ограничение. Предположим, что подсказка есть для некоторых . Тогда . Ограничение гарантирует, что все другие для .
Хотя правила Судоку удобно выражены с точки зрения массива решения 9 на 9 на 9 x
линейные ограничения заданы в терминах матрицы векторного решения x(:)
. Поэтому, когда Вы пишете программу Судоку, Вы должны использовать ограничительные матрицы, полученные из начальных массивов 9 на 9 на 9.
Вот один подход к установлению правил Судоку, а также включать подсказки в качестве ограничений. The sudokuEngine
файл поставляется с вашим программным обеспечением.
type sudokuEngine
function [S,eflag] = sudokuEngine(B) % This function sets up the rules for Sudoku. It reads in the puzzle % expressed in matrix B, calls intlinprog to solve the puzzle, and returns % the solution in matrix S. % % The matrix B should have 3 columns and at least 17 rows (because a Sudoku % puzzle needs at least 17 entries to be uniquely solvable). The first two % elements in each row are the i,j coordinates of a clue, and the third % element is the value of the clue, an integer from 1 to 9. If B is a % 9-by-9 matrix, the function first converts it to 3-column form. % Copyright 2014 The MathWorks, Inc. if isequal(size(B),[9,9]) % 9-by-9 clues % Convert to 81-by-3 [SM,SN] = meshgrid(1:9); % make i,j entries B = [SN(:),SM(:),B(:)]; % i,j,k rows % Now delete zero rows [rrem,~] = find(B(:,3) == 0); B(rrem,:) = []; end if size(B,2) ~= 3 || length(size(B)) > 2 error('The input matrix must be N-by-3 or 9-by-9') end if sum([any(B ~= round(B)),any(B < 1),any(B > 9)]) % enforces entries 1-9 error('Entries must be integers from 1 to 9') end %% The rules of Sudoku: N = 9^3; % number of independent variables in x, a 9-by-9-by-9 array M = 4*9^2; % number of constraints, see the construction of Aeq Aeq = zeros(M,N); % allocate equality constraint matrix Aeq*x = beq beq = ones(M,1); % allocate constant vector beq f = (1:N)'; % the objective can be anything, but having nonconstant f can speed the solver lb = zeros(9,9,9); % an initial zero array ub = lb+1; % upper bound array to give binary variables counter = 1; for j = 1:9 % one in each row for k = 1:9 Astuff = lb; % clear Astuff Astuff(1:end,j,k) = 1; % one row in Aeq*x = beq Aeq(counter,:) = Astuff(:)'; % put Astuff in a row of Aeq counter = counter + 1; end end for i = 1:9 % one in each column for k = 1:9 Astuff = lb; Astuff(i,1:end,k) = 1; Aeq(counter,:) = Astuff(:)'; counter = counter + 1; end end for U = 0:3:6 % one in each square for V = 0:3:6 for k = 1:9 Astuff = lb; Astuff(U+(1:3),V+(1:3),k) = 1; Aeq(counter,:) = Astuff(:)'; counter = counter + 1; end end end for i = 1:9 % one in each depth for j = 1:9 Astuff = lb; Astuff(i,j,1:end) = 1; Aeq(counter,:) = Astuff(:)'; counter = counter + 1; end end %% Put the particular puzzle in the constraints % Include the initial clues in the |lb| array by setting corresponding % entries to 1. This forces the solution to have |x(i,j,k) = 1|. for i = 1:size(B,1) lb(B(i,1),B(i,2),B(i,3)) = 1; end %% Solve the Puzzle % The Sudoku problem is complete: the rules are represented in the |Aeq| % and |beq| matrices, and the clues are ones in the |lb| array. Solve the % problem by calling |intlinprog|. Ensure that the integer program has all % binary variables by setting the intcon argument to |1:N|, with lower and % upper bounds of 0 and 1. intcon = 1:N; [x,~,eflag] = intlinprog(f,intcon,[],[],Aeq,beq,lb,ub); %% Convert the Solution to a Usable Form % To go from the solution x to a Sudoku grid, simply add up the numbers at % each $(i,j)$ entry, multiplied by the depth at which the numbers appear: if eflag > 0 % good solution x = reshape(x,9,9,9); % change back to a 9-by-9-by-9 array x = round(x); % clean up non-integer solutions y = ones(size(x)); for k = 2:9 y(:,:,k) = k; % multiplier for each depth k end S = x.*y; % multiply each entry by its depth S = sum(S,3); % S is 9-by-9 and holds the solved puzzle else S = []; end
S = sudokuEngine(B); % Solves the puzzle pictured at the start
LP: Optimal objective value is 29565.000000. Optimal solution found. Intlinprog stopped at the root node because the objective value is within a gap tolerance of the optimal value, options.AbsoluteGapTolerance = 0 (the default value). The intcon variables are integer within tolerance, options.IntegerTolerance = 1e-05 (the default value).
drawSudoku(S)
Можно легко проверить правильность решения.
type drawSudoku
function drawSudoku(B) % Function for drawing the Sudoku board % Copyright 2014 The MathWorks, Inc. figure;hold on;axis off;axis equal % prepare to draw rectangle('Position',[0 0 9 9],'LineWidth',3,'Clipping','off') % outside border rectangle('Position',[3,0,3,9],'LineWidth',2) % heavy vertical lines rectangle('Position',[0,3,9,3],'LineWidth',2) % heavy horizontal lines rectangle('Position',[0,1,9,1],'LineWidth',1) % minor horizontal lines rectangle('Position',[0,4,9,1],'LineWidth',1) rectangle('Position',[0,7,9,1],'LineWidth',1) rectangle('Position',[1,0,1,9],'LineWidth',1) % minor vertical lines rectangle('Position',[4,0,1,9],'LineWidth',1) rectangle('Position',[7,0,1,9],'LineWidth',1) % Fill in the clues % % The rows of B are of the form (i,j,k) where i is the row counting from % the top, j is the column, and k is the clue. To place the entries in the % boxes, j is the horizontal distance, 10-i is the vertical distance, and % we subtract 0.5 to center the clue in the box. % % If B is a 9-by-9 matrix, convert it to 3 columns first if size(B,2) == 9 % 9 columns [SM,SN] = meshgrid(1:9); % make i,j entries B = [SN(:),SM(:),B(:)]; % i,j,k rows end for ii = 1:size(B,1) text(B(ii,2)-0.5,9.5-B(ii,1),num2str(B(ii,3))) end hold off end