Этот пример показывает, как решить головоломку Sudoku, используя двоичное целочисленное программирование. Для основанного на решателе подхода смотрите Решение Sudoku Puzzles Via Integer Programming: Solver-Based.
Вы, наверное, видели головоломки Судоку. Головоломка состоит в том, чтобы заполнить сетку 9 на 9 целыми числами от 1 до 9, так что каждое целое число появляется только один раз в каждой строке, столбце и основном квадрате 3 на 3. Сетка частично заполнена подсказками, и ваша задача - заполнить остальную часть сетки.
Вот матрица данных B
подсказок. Первая строка, B(1,2,2)
, означает строку 1, столбец 2 имеет подсказку 2. Вторая строка, B(1,5,3)
, означает строку 1, столбец 5 имеет подсказку 3. Вот вся матрица B
.
B = [1,2,2;
1,5,3;
1,8,4;
2,1,6;
2,9,3;
3,3,4;
3,7,5;
4,4,8;
4,6,6;
5,1,8;
5,5,1;
5,9,6;
6,4,7;
6,6,5;
7,3,7;
7,7,6;
8,1,4;
8,9,8;
9,2,3;
9,5,4;
9,8,2];
drawSudoku(B) % For the listing of this program, see the end of this example.
Эта головоломка и альтернативный метод решения MATLAB ® были представлены в журнале Cleve's Corner в 2009 году.
Существует множество подходов к решению головоломок Sudoku вручную, а также множество программных подходов. Этот пример показывает простой подход с использованием двоичного целочисленного программирования.
Этот подход особенно прост, потому что вы не даете алгоритма решения. Просто выразите правила Судоку, выразите подсказки как ограничения на решение, а затем MATLAB производит решение.
Ключевая идея состоит в том, чтобы преобразовать загадку от квадратной сетки 9 на 9 до кубического массива двойных значений 9 на 9 на 9 (0 или 1). Считайте, что кубический массив - это 9 квадратных сеток, сложенных друг на верхнюю часть друг друга, где каждый слой соответствует целому числу от 1 до 9. Верхняя сетка, квадратный слой массива, имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеет значение 1. Второй слой имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеют значение 2. Девятый слой имеет значение 1 везде, где решение или подсказка имеют значение 9.
Эта формулировка точно подходит для двоичного целочисленного программирования.
Целевая функция здесь не нужна, и также может быть постоянным термином 0. Задача действительно состоит только в том, чтобы найти возможное решение, то есть то, которое удовлетворяет всем ограничениям. Однако для взлома галстуков внутри целого числа программирования, придавая повышенную скорость решения, используйте неконстантную целевую функцию.
Предположим, решение представлен в двоичном массиве 9 на 9 на 9. Какие свойства делают имеют? Во-первых, каждый квадрат в 2-D сетке (i, j) имеет в точности одно значение, поэтому среди 3-D записей массива есть в точности один ненулевой элемент. Другими словами, для каждого и ,
Точно так же в каждой строке из каждой из цифр от 1 до 9 в 2-D сетке точно одно значение. Другими словами, для каждого и ,
И каждый столбец в 2-D сетке имеет одно и то же свойство: для каждого и ,
Основные сетки 3х3 имеют аналогичное ограничение. Для элементов сетки и , и для каждого ,
Чтобы представлять все девять основных сеток, просто добавьте 3 или 6 к каждой и индекс:
где
Каждое начальное значение (подсказка) может быть выражено как ограничение. Предположим, что подсказка есть для некоторых . Тогда . Ограничение гарантирует, что все другие для .
Создайте переменную оптимизации x
это двойное и размера 9 на 9 на 9.
x = optimvar('x',9,9,9,'Type','integer','LowerBound',0,'UpperBound',1);
Создайте задачу оптимизации с довольно произвольной целевой функцией. Целевая функция может помочь решателю, уничтожив присущую ему симметрию задачи.
sudpuzzle = optimproblem; mul = ones(1,1,9); mul = cumsum(mul,3); sudpuzzle.Objective = sum(sum(sum(x,1),2).*mul);
Представление ограничений, накладываемых на суммы x
в каждом координатном направлении - единица.
sudpuzzle.Constraints.consx = sum(x,1) == 1; sudpuzzle.Constraints.consy = sum(x,2) == 1; sudpuzzle.Constraints.consz = sum(x,3) == 1;
Создайте ограничения, которые суммы основных сеток также равны единице.
majorg = optimconstr(3,3,9); for u = 1:3 for v = 1:3 arr = x(3*(u-1)+1:3*(u-1)+3,3*(v-1)+1:3*(v-1)+3,:); majorg(u,v,:) = sum(sum(arr,1),2) == ones(1,1,9); end end sudpuzzle.Constraints.majorg = majorg;
Включите начальные подсказки путем установки нижних границ 1 в значениях подсказки. Эта настройка фиксирует значение соответствующей записи, равное 1, и поэтому устанавливает решение для каждого значения ключа в качестве значения ключа.
for u = 1:size(B,1) x.LowerBound(B(u,1),B(u,2),B(u,3)) = 1; end
Решите головоломку Судоку.
sudsoln = solve(sudpuzzle)
Solving problem using intlinprog. LP: Optimal objective value is 405.000000. Optimal solution found. Intlinprog stopped at the root node because the objective value is within a gap tolerance of the optimal value, options.AbsoluteGapTolerance = 0 (the default value). The intcon variables are integer within tolerance, options.IntegerTolerance = 1e-05 (the default value).
sudsoln = struct with fields:
x: [9x9x9 double]
Округлить решение, чтобы убедиться, что все значения являются целыми числами, и отобразить решение.
sudsoln.x = round(sudsoln.x); y = ones(size(sudsoln.x)); for k = 2:9 y(:,:,k) = k; % multiplier for each depth k end S = sudsoln.x.*y; % multiply each entry by its depth S = sum(S,3); % S is 9-by-9 and holds the solved puzzle drawSudoku(S)
Можно легко проверить правильность решения.
type drawSudoku
function drawSudoku(B) % Function for drawing the Sudoku board % Copyright 2014 The MathWorks, Inc. figure;hold on;axis off;axis equal % prepare to draw rectangle('Position',[0 0 9 9],'LineWidth',3,'Clipping','off') % outside border rectangle('Position',[3,0,3,9],'LineWidth',2) % heavy vertical lines rectangle('Position',[0,3,9,3],'LineWidth',2) % heavy horizontal lines rectangle('Position',[0,1,9,1],'LineWidth',1) % minor horizontal lines rectangle('Position',[0,4,9,1],'LineWidth',1) rectangle('Position',[0,7,9,1],'LineWidth',1) rectangle('Position',[1,0,1,9],'LineWidth',1) % minor vertical lines rectangle('Position',[4,0,1,9],'LineWidth',1) rectangle('Position',[7,0,1,9],'LineWidth',1) % Fill in the clues % % The rows of B are of the form (i,j,k) where i is the row counting from % the top, j is the column, and k is the clue. To place the entries in the % boxes, j is the horizontal distance, 10-i is the vertical distance, and % we subtract 0.5 to center the clue in the box. % % If B is a 9-by-9 matrix, convert it to 3 columns first if size(B,2) == 9 % 9 columns [SM,SN] = meshgrid(1:9); % make i,j entries B = [SN(:),SM(:),B(:)]; % i,j,k rows end for ii = 1:size(B,1) text(B(ii,2)-0.5,9.5-B(ii,1),num2str(B(ii,3))) end hold off end