exponenta event banner

Двигатель постоянного тока

Модель двигателя постоянного тока с электрическими характеристиками и характеристиками крутящего момента, а также моделирование неисправностей

  • Библиотека:
  • Simscape/Электрические/Электромеханические/Щеточные двигатели

  • DC Motor block

Описание

Блок двигателя постоянного тока представляет электрические и крутящие характеристики двигателя постоянного тока с использованием следующей эквивалентной модели цепи:

DC motor model

Параметры эквивалентной цепи для этой модели задаются при установке для параметра параметризации модели значения By equivalent circuit parameters. Резистор R соответствует сопротивлению, указанному в параметре сопротивления якоря. Индуктор L соответствует индуктивности, указанной в параметре индуктивности якоря.

Можно указать, как создавать магнитное поле двигателя постоянного тока, установив для параметра Тип поля (Field type) требуемую опцию. Постоянные магниты в двигателе вызывают следующую обратную emf vb в якоре:

vb = квом

где kv - постоянная Back-emf, а λ - угловая скорость. Двигатель создает следующий крутящий момент, который пропорционален току i двигателя:

TE = kti

где kt - постоянная крутящего момента. Блок двигателя постоянного тока предполагает отсутствие электромагнитных потерь. Это означает, что механическая мощность равна электрической мощности, рассеиваемой задней emf якоря. Приравнивание этих двух терминов дает:

TE = vbiktiλ = kvü ikv = kt

В результате в параметрах блока задаются kv или kt.

Если магнитное поле генерируется от тока, протекающего через обмотки, константа Back-emf зависит от тока поля If:

kv = LafIf

где Laf - взаимная индуктивность якоря Поля.

Характеристика крутящего момента и частоты вращения для блока двигателя постоянного тока связана с параметрами на предыдущем рисунке. Если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By stall torque & no-load speed или By rated power, rated speed & no-load speed, блок решает для эквивалентных параметров цепи следующим образом:

  1. Для установившегося соотношения крутящий момент-скорость L не имеет эффекта.

  2. Суммировать напряжения вокруг контура и перегруппировать для i:

    i = V vbR = V − kvstartR

  3. Подставьте это значение i в уравнение для крутящего момента:

    TE = ktR (V квом)

    Если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By stall torque & no-load speedблок использует предыдущее уравнение для определения значений для R и kt (и эквивалентно kv).

    Если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By rated power, rated speed & no-load speedблок использует номинальную скорость и мощность для вычисления номинального крутящего момента. Блок использует номинальные значения крутящего момента и частоты вращения без нагрузки в предыдущем уравнении для определения значений R и kt.

Блок моделирует инерцию двигателя J и демпфирование λ для всех значений параметра параметризации модели. Результирующий крутящий момент на блоке:

T = ktR (V квом) −Jω˙−λω

Измерение демпфирования ротора возможно не всегда, а демпфирование ротора не всегда предоставляется в спецификации производителя. Альтернативой является использование тока холостого хода для определения величины демпфирования ротора.

Для холостого хода электромеханический момент должен быть равен демпфирующему моменту ротора:

ktinoload = λ groupnoload

где inoload - ток холостого хода. При выборе By no-load current для параметра параметризации демпфирования ротора это уравнение используется в дополнение к уравнению крутящий момент-частота вращения для определения значений λ и других коэффициентов уравнения.

Значение демпфирования ротора, указанное непосредственно или в терминах тока холостого хода, учитывается при определении эквивалентных параметров цепи для опций параметризации модели. By stall torque and no-load speed и By rated power, rated speed and no-load speed.

Когда положительный ток течет от электрических + к - окнам, положительный крутящий момент действует от механических С к R окнам.

Ошибки

Блок двигателя постоянного тока позволяет моделировать два типа неисправностей:

  • Отказ обмотки якоря - обмотка якоря выходит из строя и разомкнута.

  • Отказ обмотки поля - обмотка поля, создающая магнитное поле, выходит из строя и разомкнута.

Блок может инициировать события отказа:

  • В определенное время (временной отказ).

  • При превышении текущего предела более чем на определенный интервал времени (поведенческий сбой).

Эти механизмы триггера можно включать или отключать отдельно.

Можно выбрать, выдавать ли утверждение при возникновении сбоя, используя параметр Reporting when a fault. Утверждение может иметь форму предупреждения или ошибки. По умолчанию блок не выдает утверждение.

На этом рисунке показано общее представление двигателя постоянного тока с щетками, арматурой, коммутаторами и их обмотками:

Если для параметра Enable armature winding open-circuit fault установлено значение Yes, якорь выходит из строя в момент времени, заданный параметром Time (Время), в который инициируется отказ обмотки якоря для временного сбоя, или когда токи обмотки превышают значение параметра Maximum allowed armature (Максимально допустимый ток обмотки якоря) для поведенческого сбоя. Когда якорь выходит из строя, источник напряжения, подключенный к этому блоку, наблюдает разомкнутую цепь для части полного оборота двигателя, определяемого дробью вращения, в течение которой якорь является параметром разомкнутой цепи, rev_faulted. Этот рисунок иллюстрирует поведение состояния цепи для определенного rev_faulted в течение всего периода революции:

Тепловой порт

Блок имеет дополнительный тепловой порт, скрытый по умолчанию. Чтобы открыть тепловой порт, щелкните правой кнопкой мыши блок в модели, а затем в контекстном меню выберите Simscape > Block choices > Show thermal port. Это действие отображает тепловой порт H на значке блока и отображает параметры Температурная зависимость (Temperature Dependence) и Тепловой порт (Thermal Port).

Используйте тепловой порт для моделирования влияния потерь сопротивления меди, которые преобразуют электроэнергию в тепло. Дополнительные сведения об использовании тепловых портов и о параметрах температурной зависимости и теплового порта см. в разделе Моделирование тепловых эффектов во вращательных и поступательных приводах.

Порты

Сохранение

развернуть все

Порт экономии электроэнергии, связанный с положительным выводом электродвигателя постоянного тока.

Порт экономии электроэнергии, связанный с отрицательным выводом электродвигателя постоянного тока.

Механическое поворотное защитное отверстие, связанное с корпусом двигателя постоянного тока.

Механическое отверстие для экономии вращения, связанное с ротором двигателя постоянного тока.

Электрический консервационный порт, связанный с обмоткой положительного поля.

Зависимости

Чтобы включить этот порт, установите тип поля в значение Wound.

Порт экономии электроэнергии, связанный с обмоткой отрицательного поля.

Зависимости

Чтобы включить этот порт, установите тип поля в значение Wound.

Тепловой порт. Дополнительные сведения см. в разделе Тепловой порт.

Параметры

развернуть все

Электрический крутящий момент

Выберите один из следующих методов для типа поля:

  • Permanent Magnet - Генерировать магнитное поле двигателя постоянного тока с помощью постоянного магнита.

  • Wound - Генерировать магнитное поле двигателя постоянного тока, используя ток, протекающий через обмотки.

Выберите один из следующих методов параметризации блока:

  • By equivalent circuit parameters - Предоставить электрические параметры для эквивалентной модели цепи двигателя.

  • By stall torque & no-load speed - Предоставить параметры крутящего момента и частоты вращения, которые блок преобразует в эквивалентную модель цепи двигателя.

  • By rated power, rated speed & no-load speed - Предоставить параметры мощности и скорости, которые блок преобразует в эквивалентную модель цепи двигателя.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Permanent magnet.

Сопротивление магнитного поля.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Wound.

Индуктивность магнитного поля.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Wound.

Взаимная индуктивность между магнитным полем и проводящей частью двигателя.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Wound.

Начальный ток поля.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Wound.

Сопротивление проводящей части двигателя.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By equivalent circuit parameters.

Индуктивность проводящей части двигателя. Если у вас нет информации об этой индуктивности, установите значение этого параметра на малое ненулевое число.

Укажите, будет ли задана постоянная обратной ЭДС двигателя или постоянная крутящего момента. При указании их в единицах СИ эти константы имеют одно и то же значение, поэтому в диалоговом окне блока указывается только одно из них.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By equivalent circuit parameters.

Отношение напряжения, генерируемого двигателем, к скорости вращения двигателя.

Зависимости

Этот параметр отображается только в том случае, если для параметра Define back-emf или torque constant установлено значение Specify back-emf constant.

Отношение крутящего момента, создаваемого двигателем, к току, подаваемому на него.

Зависимости

Этот параметр отображается только в том случае, если для параметра Define back-emf или torque constant установлено значение Specify torque constant.

Величина крутящего момента, создаваемого двигателем, когда скорость приблизительно равна нулю.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By stall torque & no-load speed.

Скорость двигателя при отсутствии нагрузки.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By stall torque & no-load speed или By rated power, rated speed & no-load speed.

Частота вращения двигателя при номинальном уровне механической мощности.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By rated power, rated speed & no-load speed.

Механическая мощность двигателя рассчитана на номинальную скорость.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By rated power, rated speed & no-load speed.

Напряжение, при котором двигатель должен работать.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра Параметризация модели (Model parameterization) задано значение By stall torque & no-load speed или By rated power, rated speed & no-load speed.

Выберите один из следующих способов задания демпфирования ротора:

  • By damping value - укажите значение демпфирования ротора непосредственно с помощью параметра Демпфирование ротора (Rotor damping) в разделе Механические параметры (Mechanical parameters).

  • By no-load current - Блок вычисляет демпфирование ротора на основе значений, заданных для тока без нагрузки и напряжения питания постоянного тока при измерении параметров тока без нагрузки. При выборе этой опции параметр демпфирования ротора недоступен для параметров Mechanical.

Укажите значение тока без нагрузки, которое будет использоваться для расчета демпфирования ротора. Этот параметр отображается только при выборе By no-load current для параметра параметризации демпфирования ротора.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра параметризации демпфирования ротора задано значение By no-load current.

Укажите напряжение питания постоянного тока, соответствующее значению тока холостого хода, которое будет использоваться для расчета демпфирования ротора.

Зависимости

Этот параметр отображается, только если для параметра параметризации демпфирования ротора задано значение By no-load current.

Механический

Сопротивление ротора изменению движения двигателя. Значение может быть равно нулю.

Энергия, рассеиваемая ротором. Значение может быть равно нулю.

Зависимости

Этот параметр отображается только в том случае, если для параметра Параметризация демпфирования ротора (Rotor damping parameterization) в параметре Электрический крутящий момент (Electrical Torque) задано значение By damping value.

Частота вращения ротора в начале моделирования.

Температурная зависимость

Эта вкладка отображается только для блоков с открытым тепловым портом. Дополнительные сведения см. в разделе Тепловой порт.

Температурный коэффициент сопротивления.

Температура, для которой определены параметры двигателя.

Тепловой порт

Эта вкладка отображается только для блоков с открытым тепловым портом. Дополнительные сведения см. в разделе Тепловой порт.

Тепловая масса - это энергия, необходимая для повышения температуры на один градус.

Температура теплового порта в начале моделирования.

Ошибки

Выбрать Yes для включения моделирования неисправностей и отображения соответствующих параметров в разделе «Неисправности», который позволяет выбрать метод отчетности и указать время, в которое срабатывает неисправность обмотки якоря.

Доля оборота двигателя постоянного тока, во время которого происходит сбой обмотки якоря и источник напряжения наблюдает разомкнутую цепь. Дополнительные сведения см. в разделе Отказы.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes.

Проводимость разомкнутой цепи при повреждении обмотки якоря.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes.

Является ли триггер для отказа обмотки якоря временным или поведенческим.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes.

Время, когда обмотка якоря становится неисправной.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes и триггер отказа обмотки якоря Temporal.

Верхний порог нагрузки-тока для отказов якорной обмотки разомкнутой цепи.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes и триггер отказа обмотки якоря Behavioral.

Время, в течение которого ток обмотки должен непрерывно превышать максимально допустимый ток обмотки якоря до возникновения поведенческого сбоя.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите для параметра Enable armature wirding open-circul fault значение Yes и триггер отказа обмотки якоря Behavioral.

Выбрать Yes для включения моделирования неисправностей обмотки поля и отображения соответствующих параметров в разделе «Неисправности», который позволяет выбрать метод отчетности и указать время, в которое инициируется неисправность обмотки поля.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите тип поля в значение Wound.

Проводимость разомкнутой цепи при повреждении обмотки возбуждения.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable field wording open-circuit fault (включить отказ разомкнутой цепи полевой обмотки) в значение Yes.

Является ли триггер для отказа обмотки поля временным или поведенческим.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable field wording open-circuit fault (включить отказ разомкнутой цепи полевой обмотки) в значение Yes.

Время, когда обмотка поля становится неисправной.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable field wording open-circuit fault (Включить отказ разомкнутой цепи Yes и триггер отказа обмотки поля Temporal.

Верхний порог нагрузки-тока для отказов полевых обмоток разомкнутой цепи.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable field wording open-circuit fault (включить отказ разомкнутой цепи полевой обмотки) в значение Yes и триггер отказа обмотки поля Behavioral.

Время, в течение которого ток обмотки должен непрерывно превышать максимально допустимый ток обмотки возбуждения до возникновения поведенческого сбоя.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable field wording open-circuit fault (включить отказ разомкнутой цепи полевой обмотки) в значение Yes и триггер отказа обмотки поля Behavioral.

Отчет о моделировании при возникновении неисправности:

  • None - не создает предупреждение или ошибку.

  • Warn - генерирует предупреждение.

  • Error - Моделирование останавливается и генерирует ошибку.

Зависимости

Чтобы включить этот параметр, установите значение Enable armature wirding open-circul fault или Enable field winding open-circul fault (Включить отказ разомкнутой Yes.

Примеры модели

PWM-Controlled DC Motor

Электродвигатель постоянного тока, управляемый ШИМ

Использование блоков управляемого напряжения ШИМ и H-Bridge для управления двигателем. Блок двигателя постоянного тока использует параметры спецификации производителя, которые определяют двигатель как поставку механической энергии на 10 Вт в 2 500 об/мин и скорости без грузов как 4 000 об/мин, когда управляется от 12-вольтовой поставки DC. Следовательно, если опорное напряжение ШИМ установлено на его максимальное значение + 5 В, то двигатель должен работать при 4000 об/мин. Если она установлена на + 2,5 В, то она должна работать примерно при 2000 об/мин. Параметр модели моделирования имеет значение Усреднено (Averaged) для блоков Управляемое напряжение ШИМ (Controllled PWM Voltage) и H-Bridge (H-Bridge), что приводит к быстрому моделированию. Для проверки усредненного поведения измените параметр режима моделирования на PWM в обоих блоках.

Ссылки

[1] Болтон, В. Мехатроника: Электронные системы управления в машиностроении и электротехнике, 3-е издание Pearson Education, 2004..

Расширенные возможности

Создание кода C/C + +
Создайте код C и C++ с помощью Simulink ® Coder™

.
Представлен в R2008a